Вопрос действительно довольно интересный и разделяется на несколько основных подпунктов
- как можно определить степень авторства блюда?
- может ли человек доказать свое авторство блюда?
- должен ли повар в меню своего ресторана указывать авторство блюд?
А вообще, как этот вопрос решается в странах с более развитой системой авторского права? В Википедии о авторстве блюд сказано поверхностно. Частные случаи признания авторства того или иного продукта даже на государственном уровне, обычно стопорились на границе этого самого государства. Взять к примеру всем известный коньяк и шампанское. Вывод один — самому следить за безопасностью авторства и всячески пресекать «разглашение»!
Охрану фирменного или авторского блюда можно поделить на две составляющие — сам рецепт и непосредственное приготовление.
Как показывает практика, даже борщ каждая хозяйка варит по-своему, а из одного и того же набора продуктов у двух поваров получаются совершенно разные блюда. Да и скажите пожалуйста, если бы повара ложили в блюда продукты строго по рецепту, в ресторанах не было бы проблем с переучетами!
Вывод напрашивается сам собой — авторство блюда может доказывать только сам автор при личном участии в процессе приготовления. Ведь лишь в этом случае рецептура — Ваша, приготовление — Ваше, да и прибыль, которую вы можете получить по итогу тоже Ваша!
А если кто-то подсмотрел, как вы готовите (а еще, если вы сами и обучали этого человека), смог точно воспроизвести блюдо и назвал его по-своему, не беспокойтесь. Вашего участия в приготовлении этого блюда практически не было! Так называемый процент авторства, возможно и присутствовал, но не более. Кто не согласен, пожалуйста — платите Грузии за приготовление хинкали, долмы и хачапури. Платите Италии за лазанью и пиццу, присутствующей в меню Вашего ресторана! А тут же пристроится и Япония со своими суши, сашими; Америка (родина стейков ведь она!); Франция (кто из «именитых » шеф-поваров не пользуется соусами бешамель, айоли, голландский и демиглас?)! Продолжать список авторства?…
Если Вы автор блюда, оно пользуется популярностью, не пытайтесь догнать славу — просто готовьте это блюдо в радость другим людям!
— Хотите большего? Постройте завод по производству полуфабриката для Вашего блюда (яркий пример — Нобу и Макдональдс), обучите людей! Или просто разделите рецепт на четыре части и спрячьте их в разные банковские ячейки, как это, по слухам, сделала компания Кока-Кола!
